Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 07.01.2025, 20:00

МКДОУ детский сад № 22 г. Лузы

Меню сайта
Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Развитие тонкой моторики у детей

Консультация для родителей

Развитие тонкой моторики у детей

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

В.А. Сухомлинский

Представление, что при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Н.А. Бернштейн

 

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, мы хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям  справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятное условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.

М.М. Кольцова в своей работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи.

Совершенствование тонкой моторики -  это совершенствование речи, тренировка ума.

Тонкая моторика – это дифференцированные согласованные движения пальцев рук и умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в развитии, у него возникают проблемы с речью.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития тонкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Вашему вниманию предлагаются некоторые приемы и упражнения, развивающие моторику пальцев рук.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА (МАССАЖ)

Лучше, если технику массажа Вам покажет опытный массажист, однако самые простые приемы Вы можете освоить сами.

Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений:

  • поглаживание: совершается в разных направлениях.
  • растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
  • вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)
  • сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
  • массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).

 

 

 

 

Играть с массажным мячом можно используя стихотворные формы. Например,

 

«Я мячом круги катаю»

 

Я мячом круги катаю,            (катание мяча в ладонях по кругу)

Туда-сюда его гоняю.            (катание мяча вперед-назад между ладонями)

Им поглажу я ладошку,         (поочередной поглаживание ладоней мячом)

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,                (сжимание мяча то правой,

Как сжимает лапку кошка.                 то левой рукой)

Каждым пальчиком прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –         (перекидывание мяча из одной руки в другую)

Мяч летает между рук.

 

АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА (ИГРЫ)

 

  • чашки-ложки

Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую. Можно также перекладывать рукой фасоль, горох или орехи.

  • мозаика

Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).

  • конструктор

Величина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).

  • бусины

Величина бусин также зависит от возраста и состояния моторики ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики и кольца от пирамидок и нанизывать их на толстый шнур, затем детали нужно «измельчать».

  • шнуровки

Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования»: например, попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).

 

 

  • волшебный поднос

На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3 лет уже можно рисовать цифры и буквы.

 

 

 

 

  • разноцветные прищепки

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.

 

 

  • золушка

Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

  • забавные картинки По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
  • счетные палочки Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
  • маленький скульптор Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
  • застегни пуговку Тренируем ребенка в застегивании и расстегивании пуговиц.
  • трафареты Учим ребенка обводить контуры предметов при помощи трафаретов и шаблонов.

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений:

 

зайчик:

 указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак

 

 

 

человечек:

бегаем указательным и средним пальцами по столу

 

 

 

ёжик:

руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

 

 

 

кошка:

соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх

 

 

 

коза:

указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем

 

 

 

бабочка:

руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»

 

 

 

очки:

пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам

 

 

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР

 

 

пальчиковый театр - это увлекательная игра, которая:

  • стимулирует развитие мелкой моторики;
  • знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  • помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
  • развивает воображение, память, мышление и внимание;
  • помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • формирует творческие способности и артистические умения;

 

 

ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

варежка

Маша варежку надела:

(сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал".

(все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:

"Поглядите-ка, нашла!

(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь - и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?"

(сжать пальцы в кулачок)

 

братцы

 

Идут четыре брата навстречу старшему.

- Здравствуй, большак - говорят.

- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,

Мишка-середка, да Крошка Тимошка.

(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)

 

замок

 

На двери висит замок.

(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,

(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.

(расцепить пальцы)

Играя с детьми в игры, обращайте особое внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Не забывайте о том, что ребенок воспринимает Ваши действия зеркально: произнося команду «влево», Вы должны делать «вправо» и наоборот.

Желаю Вам успехов и приятных минут общения с ребенком!

 

Используемая литература:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб.: Кар, 2003.
  3. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс».2012.

<>4.Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Старшая группа детского сада. СПб.: Литера, 2009.